Львівський клуб ветеранів веслування - Історія веслування у світі
Пятница, 20.09.2019, 18:54
Клуб ветеранів веслування Львівщини
Мої вітання Гость | RSS
Меню сайта
Пошук по сайті
Іменинники місяця
Іменинники червня:

1 червня - Древич Степан
1 червня - Дацко Богдан
14 червня - Ковтун Анатолій
19 червня - Майборода Юрій
26 червня - Ковальчук Павло
26 червня - Кіндзера Богдан
28 червня - Магир Петро
30 червня - Редько Ярослав
_______________________
_________________________
____________________
_______________________

Надсилайте дані про
дні народження ветеранів.
Реклама

Великий вибір на відпочинок в Закарпатті дозволить вам економити.

История развития гребли на байдарках и каноэ

История развития гребли на байдарках и каноэ богата большими и малыми событиями. Начинается эта история за многие тысячелетия до нашей эры - с той поры, когда человек осмелился выйти на воду, используя как средство передвижения по ней дерево, связку сучьев илитростника. На первых порах роль весел и руля выполняли руки или ноги, позже - сучья.

Достоверно известно: связки деревьев, бамбука, тростника и т. п. в этом плане много старше дерева-монолита. Научившись обрабатывать стволы деревьев острым камнем и огнем, человек положил начало развитию деревянных судов (весельных, парусных, колесных и, наконец, винтовых). Многие самые простые средства передвижения прошлого и ныне находят широкое применение в разных частях света: пироги, челны с балансиром (одним или двумя) китайские сампуны; всевозможные лодки (с килем, кожаные и т. п.) у коренного населения Африки, стран Латинской Америки и Южной Азии, а также на севере нашей страны и Канады. В Бразилии племена индейцев, живущие на берегах рек, используют для охоты, рыбной ловли и, как и издревле, в качестве средств передвижения на воде пироги, выдолбленные из цельных стволов дерева; на острове Пасхи, в Перу - лодки из камыша. С незапамятных времен в лодках устанавливали и паруса (из кожи или сплетенные из тростника).

Первые суда из папируса, построенные более б тыс. лет назад, были найдены в Египте. Там же на надгробной доске, выполненной примерно за 2,4 тыс. лет до н. э., "расшифровано" изображение двух лодок: одна передвигалась при помощи весел, укрепленных на бортах, другая - с помощью сидевших гребцов с веслами в руках.

Когда человек научился делать лодки из стволов деревьев, тогда же, очевидно, возникли и прототипы весел для каноэ и байдарок. Если на мелководье человеку удавалось обходиться шестом, то на глубокой воде и при волнах он мог управлять лодкой лишь в положении "сидя": грести коротким веслом с одного борта (как на каноэ). В то же время на узких лодках можно было работать веслами с обоих бортов (тогда и появилось двухлопастное байдарочное весло).

Английский археолог сэр Чарльз Вуллей при раскопках могилы шумерского царя обнаружил (примерно 80 лет назад) серебряную лодку-каноэ. Согласно описанию это каноэ около 6 тыс. лет назад было подарено правителю для поездки на реке "в царство мертвых".

В Праге хранится челн, которому примерно 2-3 тыс. лет. Послевоенные раскопки в Воронежской и Вологодской областях показали, что славянские племена более чем за 2 тыс. лет до н. э. применяли многоместные челны. На берегу Дона на дне оврага около деревни Щучье Воронежской области нашли выдолбленный из дуба челн, в котором могли разместиться 8-10 чел. Его "возраст" - 4 тыс. лет.

В арктических районах, бедных деревьями, и сейчас используют лодки из... кожи животных. Так, эскимосы изготовляют лодки из тюленьих шкур (натягивают шкуру на раму из костей или из выброшенных на берег деревянных брусков). Байдарки для 1- 3 чел., зашитые сверху поясным передником гребца, использовали главным образом для охоты. На лодках-каяках с плоским дном гребли, как правило, женщины. Многоместные, с однолопастными веслами, такие лодки служили прежде всего транспортными средствами или использовались в охоте на китов. Оба типа лодок были распространены в районах от Восточной Сибири до Гренландии.

В лесных районах Американского континента материалом для лодок служила кора елей, сосен или берез, а у ирокезов - кора ильмового дерева. Сшивая куски кожи или коры, можно было делать лодки многоместными. Первые сведения о лодках на севере Америки получены от французского путешественника Жака Картье, видевшего эти лодки в 1523 г. Длиной от 6,5 до 7,5 м, они перевозили до 500 кг грузов, или одновременно до 10 чел. Эти каноэ на веслах обеспечивали ловлю рыбы и охоту на крупных морских животных. В "Описании трудного и опасного морского путешествия капитана И. Мюнкена в 1619-1620 гг." автор тоже рассказывает о лодках северных народностей.

В июне 1684 путешественник барон Ла Хонтен сообщал, что каноэ, которые он видел, имели длину от 3 до 9 м и перевозили от двух до 14 чел. В то же время они были настолько легкими, что их свободно переносили вдвоем. Длина лопасти весла составляла 54 см, ширина - 16 см, толщина - 0,6 см.

В 1838 врач Э. Блашке, служивший на Аляске, объехал на трехлючной байдарке 22 алеутских селения на острове Уналашка.

К началу XIX в. из индейских каноэ и эскимосских каяков научились делать большие лодки для длительных перевозок и путешествий по водам Северной Америки и Канады. В то же время маленькие байдарки (каяки) эскимосов, чукчей или коряков, а также каноэ стали использовать в Англии (а несколько позже - в Германии и др. странах) для туристских походов и соревнований. Эти лодки получили название "гренландеры", или "гренландцы".

Основные признаки, определяющие название "каяк" или "каноэ", - одно- или двухлопастное весло, а также положение гребца: "сидя, лицом вперед" (в байдарке) или "стоя на колене" (в каноэ). Английское слово "саnое" происходит от испанского "саnоа" ("челнок"), в свою очередь заимствованного из языка карибских индейцев.

Большим пропагандистом этих лодок и основоположником нового вида спорта, заслужившего в конце концов признание во всем мире, стал живший в Лондоне шотландский юрист Джон Мак Грегор. В 1865 он, имея прототипом эскимосский каяк, спроектировал и построил для себя лодку, которую назвал "Роб-Рой". Она была длиной 4,57 м и шириной 0,76 м. Обшивка - клинкерная, из дуба; палуба - из кедра. Параметры второй лодки Мак Грегора - 4,26 и 0,66 м. Владелец много путешествовал на ней по озерам и рекам Центральной Европы, о чем рассказал в книге "1000 миль на каноэ "Роб-Рой". В последующие годы он описал и свои путешествия по Норвегии, Швеции, Дании, Северной Германии и Балтийскому морю, а также по реке Иордан, Красному морю и Суэцкому каналу. Эти путешествия получили международную известность и вызвали большой интерес. В 1866 Мак Грегор стал основателем первого в мире гребного клуба - Английского Королевского клуба любителей гребли на байдарках и каноэ. С 1874 клуб издает свой журнал - "Каноист". В музее клуба хранится одна из лодок Мак Грегора. Практически именно эти лодки стали прототипами серии каяков, построенных во второй половине 19 в. в Великобритании, Скандинавии и Америки. И все они назывались "Роб-Рой-каноэ". В английском языке спортивная гребля на байдарках и каноэ объединяется одним словом - "кануспорт". Поэтому клубы и спортивные федерации называются: "клуб каноэ", "федерация каноэ". В то же время виды гребли называются: "гребля на байдарках" (обозначается буквой "К" - по началу слова "каяк") и "гребля на каноэ" (обозначается буквой "С" - от "канадский челн" или "пирога").

Члены Королевского клуба каноэ много путешествовали как дипломаты, врачи, юристы, деловые люди или студенты, и многие из них брали с собой личные лодки. В ряде стран, где они побывали, в 60-е гг. возник интерес к новому виду гребли, а позже - к гребле как к новому виду спорта. В 1867 Наполеон III пригласил Мак Грегора посетить Париж и организовать (для популяризации гребли на каяках среди французской молодежи) регату на Сене, приурочив ее к Всемирной выставке. Гребля на академических судах в это время достигла в Центральной Европе уже значительного развития. Накопленный опыт спортивного судостроения способствовал и росту производства байдарок.

В странах Скандинавии гребной спорт развивался не столь интенсивно, а постройка байдарок шла экспериментальным путем (в числе прочих соорудили даже лодку из специально обработанной бумаги; два молодых шведа прошли на этой лодке по Балтике до Берлина, а потом и до Франции).

Примерно в 1875 Английский королевский клуб построил четырехместную клинкерную байдарку типа "Роб-Рой" - предшественницу сегодняшних четверок. Англичанин Уорингтон Боден Пауэль предпринял на каноэ "Роб-Рой" длительное путешествие по Швеции, во время которого использовал при попутном ветре парус. Созданная им в 1876 лодка "Наутилус-3" для хождения под парусом стала прародительницей парусных спортивных байдарок.

Организованный в 1871 Нью-Йоркский каноэ-клуб вначале использовал привезенные из Англии каноэ "Роб-Рой", но затем перешел на усовершенствованные типы канадских каноэ и начал специализироваться в гребле однолопастным веслом на них, а также использовать их как парусные.

Примерно с 1880 все больше канадских каноэ стали проникать в Европу, где они нашли широкое применение (в Англии и Франции, а позднее в Чехословакии и Германии) не только для путешествий, но и просто для прогулок по рекам и озерам.

Французский каноэ-клуб, организованный в начале XX в., стал одним из центров развития туризма на байдарках и каноэ, чему в немалой степени способствовало появление складной байдарки.

Самое древнее упоминание о складных кожаных лодках - в сообщении греческого историка Геродота (5-е столетие до н. э.). Первое в наше время известие о складной лодке зафиксировано в Веймарне (Германия) в 1651г.

Развитию водного туризма способствовало появление разных проектов складных лодок. К числу известных образцов таких лодок относятся трехместная "Огиоо" и портативные английские лодки судоверфи "Бартон". В 1897 немецкий студент Альфред Хеурлих соорудил первую складную лодку ("Дельфин") и, усовершенствовав ее, в 1905 прошел на веслах по реке Изар до Мюнхена, где продал чертежи своего "детища" портному Иогану Клеперу из Розенхейма. Новый владелец тоже много времени потратил на дальнейшую рационализацию лодки.

Только с 1907 последний образец складной лодки начал почти 60-летнее триумфальное шествие по водоемам Европы как разборная байдарка для путешествий. Длина этой лодки - 4,3 м, ширина - 0,5 м. Складная рама и непромокаемая обшивка укладывались в 3 рюкзака, что делало лодку вполне транспортабельной.

Рост числа хороших лодок способствовал организации и проведению соревнований на них. Первое письменное сообщение о соревнованиях относится к 1300 (в Венеции для гондольеров). Есть и сообщения о первой регате на Темзе (1775), о первых состязаниях в Америке (1811).

Соревнования на байдарках и каноэ имеют более позднюю историю. В 1867 Английский королевский каноэ-клуб организовал первую байдарочную регату, а в 1874 установил призы для победителей "ежегодных гребных регат на "Кубок вызова" и соревнований на парусных каноэ. Вместе с призом Нью-Йоркского каноэ-клуба эти призы - самые "старые" спортивные награды в мире.

В 1870 некий Герберт Клинтц со спутниками из Кёльна совершил круиз на "Роб-Роях" и в 1876 организовал в Бадэмсе соревнование на этих лодках. Во время соревнований на академических лодках в Лютахе на реке Маас (1877) Г. Клинтц вместе с доктором Петеном в присутствии короля Бельгии Леопольда принял участие в специальном заезде на гоночных байдарках "Перисуар" (каяк-одиночка типа "Шарли").

К 1885 соревнования на байдарках во многих частях Европы, где к тому времени были открыты гребные клубы, приняли форму официальных регат. Кроме названных клубов Англии и Америки были организованы гребные клубы в Германии - в Бреслау (1876), Бонне и Ганновере (1885), Берлине и Любеке (1886). Правда, вскоре они прекратили существование. Функционировали клубы гребцов в Швеции (с 1900), Франции (с 1904), яхт-клуб в Праге (с 1908) и др.

В России первый гребной клуб организовали жители прибрежной полосы Невы в Петербурге, занимавшиеся с 1858 в кружке любителей гребли "Моряк на все руки". В 1860 этот кружок получил официальный устав и был переименован в Санкт-Петербургский речной яхт-клуб, в котором развивали греблю на академических и народных судах и на байдарках.

Специфика развития байдарочной гребли в России (а затем и в СССР) заключалась в параллельности с развитием так называемой народной гребли (на шлюпках и полугичках, постройка которых начинается с 60-х гг. в Петербурге). Речной яхт-клуб почти ежегодно проводил соревнования на Неве и в ее дельте на Средней Невке. В первых таких соревнованиях - 31 июля 1860 - участвовали прототипы байдарок - "водные лыжи", на которых гребли, сидя на возвышении, длинным байдарочным веслом. Деревянные байдарки клинкерной постройки впервые участвовали в этих соревнованиях в 1871 (среди мужчин). С 1885 в заездах стали стартовать и женщины. Список победителей заездов на байдарках (18 июля 1871; дистанция - около 400 саженей, с двумя поворотами) открыл член яхт-клуба Марков-второй (7.59).

Требования иметь свою лодку, обязательная рекомендация для вступления в клуб и отсутствие у простого люда времени для занятий резко сужали контингент гребцов. Соревнования между командами городов почты не проводились. В 1874 состоялись два похода на байдарках по Финскому заливу.

В 1908 по инициативе Петербургского и Московского клубов организовали Всероссийский союз гребных обществ, объединив в нем большинство гребных клубов страны.

Надолго задержали дальнейшее развитие отечественного гребного спорта первая мировая и гражданская войны. Но как только войны закончились, жизнь на гребных трассах стала возрождаться. На Европейском континенте возобновилась деятельность гребных клубов. В большинстве стран спортивными делами руководили выборные национальные союзы или ассоциации.

Организованная в 1887 Британская ассоциация активно работала до 1915г., после чего в ее деятельности наступил 18-летний перерыв. Лишь в 1933 ассоциация возобновила работу, а в 1936 была преобразована в Британский каноэ-союз.

Еще в 1880 была организована Американская ассоциация каноэ, которая активно способствовала развитию гребли. В 1881 она издала журнал "Американский каноист".

В Канаде национальная ассоциация начала действовать в 1900г, в Швеции - в 1904г., в Германии - в 1914г. В Чехословакии в 1913 организовали Союз каноистов и водных туристов. Национальные объединения гребцов были созданы в Швейцарии (1925), в Австрии и Дании (1926), в Польше (1928), в Финляндии, Франции и Люксембурге (1932), в Нидерландах (1933), в Бельгии и Норвегии (1934), в Италии (1936), в Румынии (1937), в Японии (1938) и др. странах. До 1923 связи между этими объединениями были эпизодическими и до регулярных международных регат дело не доходило. В июле 1923 гребцы ряда стран получили приглашение на Шведские игры в Гётеборге. Представители приглашенных ассоциаций решили провести международную конференцию, чтобы обсудить пути дальнейшего развития гребли на байдарках и каноэ. Представители Дании, Германии, Австрии и Швеции образовали рабочий комитет под председательством президента Шведской ассоциации Фритьофа Сантессона.

19-20 января 1924 по приглашению Датской ассоциации комитет собрался в Копенгагене на первое заседание. Не смог приехать представитель США. По предложению Шведской ассоциации было принято решение назвать новую международную организацию Международным представительством для каноистов (сокращенно - ИРК). В качестве основных целей своей деятельности ИРК определило установление связей между ассоциациями разных стран, организацию международных соревнований, пропаганду вида спорта и международного водного туризма. Как образец лодки международного класса члены комитета утвердили шведскую гоночную байдарку (К-1) длиной не более 5,2 м и шириной не менее 0,51 м. Предложенные размеры каноэ предстояло утвердить после консультации с Американской ассоциацией каноэ (АКА). Официальными гоночными дистанциями стали (по решению ИРК) трассы длиной свыше 1500 м, а также 10000 м. Учитывая, что на следующем соревновании (в Гамбурге) обязательно должен был присутствовать президент ИРК, таковым на 1924 год избрали руководителя Немецкой ассоциации Франца Рейнике. Следующее заседание ИРК Ф. Рейнике предложил провести во время первых международных соревнований под флагом ИРК в Гамбурге. На этом заседании -22 июля 1924г. - особый интерес вызвали доклады представителей национальных федераций о фактическом состоянии гребли на байдарках и каноэ в своих странах. Перед докладами была единогласно принята в члены ИРК федерация Чехословакии. ИРК заслушало сообщения о показательных заездах канадских и американских гребцов на Олимпийских играх в Париже.

Из журнала "Американский каноист" было известно, что в Америке много туристов, путешествующих на каноэ. На лодках этих же типов (С-1, С-2 и С-4) в основном проводятся и соревнования, причем грести разрешено и одно- и двухлопастными веслами. В Швейцарии к этому времени действовали несколько небольших клубов, но еще не было национальной ассоциации. Регаты проводились главным образом на привозных немецких фальтботах и проходили на реке Аас, озере Тун, а также в Люцерне. В 1924 открылся "Каяк-клуб Нептун" в Берне, а в 1925 организована национальная ассоциация.

Сообщение президента Австрийской ассоциации И. Пичмана свидетельствовало: в этой стране весьма популярны спортивная гребля и водный туризм. Ежегодно проходят регаты на реках Зальах, Енс и др.; большой успех имели круизы "Дунайская неделя" и "Кольцо Нибелунгов". Отдельные гонки, соревнования в слаломе и спуске на "дикой" воде удалось отснять на кинопленку.

В Чехословакии действовали 11 клубов с секциями водного спорта, и хотя все они были в Праге, отдельных хороших гребцов давала и провинция. Ежегодно проводится 3 регаты на длинные дистанции (например, гонка на 20 км по Влтаве близ Праги). По закупленному образцу "первозданного" канадского каноэ построено еще 12 таких лодок. Вместе с фальтботами они составили уже большую эскадру.

В Дании первые клубы организованы еще в 1916. К 1924 в ежегодных национальных регатах (в основном на озерах, так как подходящих для этого рек в стране мало) участвуют уже 9 клубов. Проводятся гонки и на парусных каноэ.

Самая крупная в то время ассоциация в Европе - Немецкая - объединяла 126 клубов и выпускала журнал "Кануспорт" (тираж - 20 тыс. экз.). Большинство соревнований проходило с участием туристов, а раз в год организовывались и международные регаты.

Во Франции в октябре 1831г. 6 гребных клубов образовали национальную федерацию, а число спортивных и туристских клубов в 1932 достигло 40.

Северный яхт-клуб в Латвии имел подсекцию фальтботов. К этому времени гребля на безуключинных лодках проникла в Аргентину и Бразилию. В Буэнос-Айресе несколько немецких эмигрантов основали гребной клуб "Гайавата", в котором тоже были фальтботы. В начале 40-х гг. гребные клубы появились в Бельгии и Испании, Люксембурге и Норвегии, в Нидерландах и Финляндии.

В 1924 утверждены как суда международного класса складные байдарки-одиночки и двойки, на которых в 1925 проведены первые международные соревнования, и гоночные байдарки-двойки. На заседаниях ИРК в Копенгагене, Праге, Потсдаме и др. городах решались вопросы организации соревнований, дальнейшего развития гребли, налаживания контактов (в частности, европейцев со странами Американского континента). Много внимания уделялось развитию водного туризма.

В 1932 на место умершего президента ИРК Ф. Рейнике избрали председателя Немецкой ассоциации д-ра Макса Эккерта.

Основным направлением деятельности ИРК и национальных ассоциаций на ближайшие 5 лет стало стремление включить греблю на байдарках и каноэ в программу предстоявших Олимпийских игр. Считывая, что показательные заезды, проведенные на VIII Играх (1924), члены МОК встретили благожелательно, ИРК (в лице ее нового президента) вело переговоры с членами МОК и докладывало конгрессу МОК о состоянии и развитии гребли на байдарках и каноэ на континентах.

В процессе подготовки выхода байдарочников и каноистов на олимпийскую арену необходимо было решить ряд вопросов, в частности определить программу соревнований и контингент стран-участниц (из числа членов ИРК).

Если в Европе классы лодок частично были уже определены, то в АСА этот вопрос оставался открытым. В Америке использовали главным образом канадские каноэ, напоминавшие европейские гоночные байдарки, но без палубы сверху. Назывались они "Пинат" и имели примерно такую же скорость, как байдарки. Грести на них можно было как одно-, так и двухлопастными веслами.

После переговоров с представителями Американской и Канадской ассоциаций было решено рекомендовать всем странам принять европейские К-1 и К-2 как байдарки с двухлопастным веслом, а канадские каноэ использовать для гребли только однолопастным.

По предложению М. Эккерта участники венского конгресса ИРК решили, что очередные международные соревнования (в 1933 в Праге) пройдут как первое первенство Европы в шести классах лодок - К-1 у женщин и мужчин, С-1, С-2, Ф-1 и Ф-2. Дистанцию для женщин, исходя из условий водоема (р. Влтава), утвердили равной 600 м, а для мужчин - 1000 и 10000 м. Первому официальному первенству Европы предшествовал ряд регат под флагом ИРК. Первая из них прошла в Гамбурге в июле 1924. Швед М. Карлссон стал первым чемпионом ИРК в гонках на байдарке-одиночке (1500 м - 7.59,6). Через несколько дней, выступая на международных соревнованиях в Травемюнде (Германия), он занял 1-е место и на дистанции 10000 м. В этой регате впервые участвовали каноисты Чехословакии. Однако, не имея опыта, они проиграли хозяевам, которые уже ходили на каноэ в условиях соревнований.

Следующий старт - в мае 1925 в Праге, с участием шведов, немцев, австрийцев и чехов - был приурочен к очередному Олимпийскому конгрессу. Как и показательные соревнования на Олимпиаде в Париже, он вызвал интерес у конгрессменов. Ряд регат проводился ежегодно в разных странах, в том числе и в Америке, где в 1930 прошли соревнования на разборных лодках (Ф-1 и Ф-2) вокруг острова Манхаттан.

Во всех соревнованиях до I ОИ шло опробование разных типов и классов лодок. Уже к 1924 в Германии появляются байдарки-двойки, тройки и четверки. В мае того же года на соревнованиях в Кёльне были показаны К-4 для женщин (длина - 8,2 м) и К-6 для мужчин (11,2 м); по аналогии с академической восьмеркой появилась К-8 с поднятым на корме сиденьем для рулевого. Длина этой лодки составила 15,5 м, ширина - 0,7 м. Полуторакилометровую дистанцию лодка проходила за 2.57. Все эти лодки имели (как и академические суда) закругленную конструкцию. В 60-е гг. эти восьмерки еще использовали на национальных соревнованиях в Румынии.

В Швеции и позже в Германии строили суда по прототипу эскимосских. За К-1 последовали К-2 и К-4, параметры которых были близки к современным.

Лодки разных конструкций, построенные в разных странах, на соревнованиях как бы сравнивались. В 1922 в Германии (в Халле) прошла первая международная встреча. Годом позже гребцы нескольких стран участвовали в Шведских играх в Гетеборге. Немецкие спортсмены, "проиграв хозяевам воды, ссылались на "тяжеловесность" судов (по сравнению с лодками шведов). Дальнейшие соревнования проводились уже под эгидой ИРК.

Экспериментальные исследования и "боевая" проверка качества скорости хода лодок в международных стартах облегчили отбор лодок международного класса для первого первенства Европы, для ОИ 1936 и чемпионата мира в Ваксхольме (Швеция).

Первенство Европы 1933 позволило сравнить не только лодки, но и силы национальных сборных. Опередив соперников из 14 стран, победу праздновали гребцы Германии (они были удостоены 4 золотых наград в гонках байдарочников) и чехословацкие спортсмены, преуспевшие в заездах на каноэ. Чемпионом континента стал австриец Грегор Храдецки.

В том же году ИРК вошло в число членов МОК. Однако вопрос о включении гребли на байдарках и каноэ в программу ОИ решился только год спустя (на конгрессе МОК в Афинах).

Соотношение сил, аналогичное сложившемуся на первенстве Европы 1933, сохранилось и на XI ОИ. В неофициальном командном зачете шестерку сильнейших из 19 стран-участниц составили Австрия, Германия, Чехословакия, Нидерланды, Канада и Швеция. Наилучших результатов в гребле на байдарках добились австрийцы, немцы и шведы. Двукратным чемпионом Игр стал Г. Храдецки. На каноэ самыми искусными оказались спортсмены Чехословакии и Канады, где этот вид спорта приобрел столь большую популярность, что стал национальным. Хорошую техническую подготовку показали не только гонщики, но и участники парада: 26 спортсменов продемонстрировали "эскимосский" (одновременный) переворот на воде. Официальные заезды дополнила показательная гонка мужских байдарок-четверок.

Первая олимпийская регата байдарочников и каноистов (8- 10 августа 1936г. в Грюнау) повысила авторитет этого вида спорта в мире, что способствовало увеличению числа стран, развивающих греблю на байдарках и каноэ.

Состоявшийся в дни Олимпиады-З6 конгресс ИРК принял решение провести следующую регату - в Ваксхольме - как I чемпионат мира. В программу стартов вошли гонки женщин на К-1 и К-2, а также мужчин на К-2 на 10000 м. Сложившегося соотношения сил эти соревнования с участием гребцов 14 стран не изменили.

Следующий олимпийский старт запланировали в Японии, первенство Европы - в Латвии (к тому времени ставшей членом ИРК), а чемпионат мира 1942г. - на Августовских озерах Польши, однако все эти планы нарушили столкновение Японии с Китаем и начатая фашистским правительством Германии вторая мировая война.

За почти 20-летний период деятельности ИРК выросло в солидную международную организацию, состоявшую к этому времени уже из 24 национальных ассоциаций. Кроме гонок ИРК проводило соревнования по слалому и спуску на К и С на "дикой" воде горних рек с сильным течением и соревнования парусных каноэ, много внимания уделяло развитию международного водного туризма. Значительно расширилось число гребных клубов и выросло число членов в них: в конце 40-х гг. (по данным, доложенным на конгрессе ИКР в Ваксхольме) в Бельгии в 49 клубах насчитывалось 800 гребцов, в Польше в 170 - 7000 гребцов, в Дании в 41-1500, в Финляндии в 26 - 1800 гребцов, в Швейцарии в 16 - 700, в Норвегии в 10-500, в Англии в 5 - 1000. В Швеции армия поклонников гребли на байдарках и каноэ составляла 6000 чел., а в Чехословакии - 2800 (в том числе 500 юниоров). Укрепилась связь ИРК с Американской и Канадской ассоциациями (представителя США включили даже в члены бюро ИРК).

Советские гребцы до 1950 не имели выхода на международную арену и контакта с коллегами из других стран, поэтому всецело опирались лишь на собственные силы.

В годы гражданской войны руководство спортом было возложено на организации Всевобуча. С 1923 все гребные базы были переданы профсоюзам. 1918-1930 можно считать периодом становления советского гребного спорта, превращения народной и байдарочной гребли в массовые виды спорта, чему немало способствовало создание ДСО.

В 1924-1928 начинается усиленное строительство и восстановление гребных баз в прибрежных городах, в результате чего только в Ленинграде число гребных клубов за эти годы возросло до 19. В начале 30-х гг. в Ленинграде, Горьком, Николаеве, Саратове, Киеве, Иркутске и др. городах наладили строительство судов для народной гребли - шлюпок и полугичек, а также байдарок типа "Торпеда" (клинкерной постройки). Соревнования по гребле на байдарках, как и раньше, проходили одновременно с гонками на народных лодках, что позволило после нескольких лет внутригородских и междугородных соревнований включить греблю в программу I Всесоюзной спартакиады (1928).

Вице-президент ИРК швед И. Ашир пригласил представителей национальных ассоциаций прибыть 7-10 июля 1946 на организационный конгресс в Стокгольм. К общему удивлению, приняли это приглашение представители 12 европейских стран -- Бельгии, Вепикобританни, Дании, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Польши, Финляндии, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Швеции а также присоединившие к ним свой голос США.

Конгрессмены решили переименовать ИРК в Международную федерацию каноэ (ИКФ), а официальным языком федерации считать английский.

Представленные на конгрессе 12 стран были приняты в члены новой федерации, с тем что остальные будут приниматься согласно параграфу 6 устава ИКФ. Новым президентом федерации делегаты избрали И. Ашира. Штаб-квартиру ИКФ утвердили в Стокгольме. В ходе обсуждения программы ОИ в Великобритании на заседании бюро в октябре 1947 в Стокгольме не было единодушия. Одновременно с олимпийской программой разработали программу очередного чемпионата мира, которая должна была состоять из заездов, не включенных в олимпийскую регату. Кроме того, обсуждали вопросы арбитража на соревнованиях и правила регат (до 1948 включительно).

Первые после войны ОИ (в Лондоне) подтвердили преимущество скандинавов в байдарке и чехословацких гребцов в каноэ. Впервые 2 золотые медали получил ставший после этого "королем байдарочников" швед Г. Фредрикссон, а американцы завоевали "золото" и "серебро" на каноэ-двойке. На проходившем в эти дни конгрессе ИКФ были организованы гоночный и др. специальные комитеты.

"Межолимпийский" чемпионат мира в Стокгольме ситуацию в целом не изменил, а в олимпийском Хельсинки-52 к странам-победительницам "присоединилась" Финляндия, уверенно потеснив шведов и чехословацких гребцов.

К олимпийским стартам в столице Финляндии допустили немецких гребцов, которые в 1946-1949 восстановили региональные комитеты и избрали национальный комитет (ФРГ). Одновременна была организована и секция каноэ Немецкой спортивной комиссии ГДР.

Через год после того как их просьбу о приеме в ряды международного содружества отклонили на заседании бюро ИКФ в 1951 с учетом того, что оба немецких государства были приняты в число членов МОК, гребцов ГДР и ФРГ допустили к раздельному участию в XV ОИ.

Команда советских гребцов, дебютировавшая на Играх 1952, не смогла добиться успехов, хотя в споре женских байдарок Н. Савина завоевала бронзовую медаль, а экипаж каноэ-двойки занял 4-е место в гонке на 10000 м. На этих ОИ в первый раз были размечены белыми, красными и синими буями гоночные дорожки.

На IV чемпионате мира в Маконе (Франция) впервые во весь голос заявили о себе гребцы Венгрии, накопившие к этому времени сравнительно большую соревновательную практику. Хотя официально командой они впервые выступили на ОИ в Берлине, еще в 1888 Цюрихе Я. Шерени участвовал в соревнованиях и был членом Цюрихского гребного клуба, а в 1894 Е. Тибор на таких же соревнованиях победил. Большого успеха добились гребцы ФРГ, сумевшие занять 2-е место в общекомандном зачете. Как всегда, хорошо выступив на каноэ, третьими стали чехословацкие спортсмены. Советские гребцы в этих соревнованиях не участвовали. На заседании конгресса ИКФ немецкий язык снова признали официальным в федерации. С этого года стал регулярно выходить - под редакцией X. Гелена (Великобритания), а позже - X. Веспера (ФРГ) - печатный Бюллетень ИКФ.

Большой неожиданностью для всех участников Олимпиады в Мельбурне-56 стало 1-е место наших гребцов в неофициальном командном зачете. Скачок с 10-го места в 1952 на 1-е (2 золотые медали, 3 серебряные и 2 бронзовые вместо 1 бронзовой четырьмя годами ранее) - результат настойчивой плодотворной работы тренерского состава (И. И. Рогачева, Г. М. Краснопевцева, Н. В. Савина), а также Всесоюзной секции гребли на байдарках и каноэ под председательством В. Н. Лукатина.

Последующие призовые места заняли сборные Венгрии и объединенной германской команды, особенно хорошо выступившей в заездах байдарок. На 4-е место впервые вышли спортсмены Румынии (3 золотые медали из четырех в гребле на каноэ). Продолжил победное олимпийское шествие Г. Фредрикссон, снова выигравший обе гонки на байдарке-одиночке (на 1000 и 10000 м).

После 1956г. по предложению ряда национальных ассоциаций был установлен (и выдерживался больше 10 лет) твердый календарь: в послеолимпийский год - смотр сил континента, на следующий - мировое первенство и т. д.

После XVI ОИ советская команда убедительно доказала свою силу, став первой в чемпионате Европы на гребном канале в Генте. 3 золотые медали завоевал белорусский гребец В. Наумов на байдарке-одиночке. Впервые чемпионами Европы стали А. Силаев и П. Харин в каноэ-двойке, М. Каалеете и А. Демитков в байдарке-двойке и др.

В 1958 сборная СССР блестяще дебютировала на чемпионате мира в Праге. В то время соревнования на первенство мира проводились, как и ОИ, раз в 4 года и потому тоже были очень престижны (тем более что на них разыгрываются официальные призы за общекомандные успехи по всей программе и отдельно за победу в гребле на байдарках и в состязаниях на каноэ).

В крайне напряженном споре советские гребцы выиграли 2 очка у сборной Венгрии в общем зачете и стали лучшими среди каноистов. Слабее выступили мужчины на байдарках. Повторный выигрыш в женских К-1 и К-2 показал и надежность резерва на этом "участке": второе место (после Е. Дементьевой) заняла москвичка А. Середина.

Хорошо зарекомендовала себя польская двойка - С. Капланяк и В. Зелинский (выиграла "золото" на 500 м).

В заезде байдарок-одиночек на 10000 м произошел редкий случай. Победители на дистанции 1000 м - Ф. Бриль (ФРГ) и Ф. Хатлацки (Венгрия) - в таком же порядке заканчивали (на следующий день) и стайерскую дистанцию. На последней прямой неожиданно хлынул проливной дождь такой силы, что оба прошли створ финиша не между буями, как положено, а справа - вне дистанции. Непогода заглушила крики зрителей, "советовавших" лидерам вернуться и пройти створ. За нарушение правил обоих дисквалифицировали, а чемпионом мира стал пришедший на финиш третьим Т. Стрёмберг (Финляндия).

Три из четырех заездов на каноэ оказались победными для советских спортсменов: 2 золотых медалей в гонках каноэ-одиночек был удостоен Г. Бухарин, а чемпион Европы А. Силаев в паре с С. Ощепковым превзошли всех в искусстве управления С-2 на 10-километровой дистанции.

В 1959 и 1961 попеременно выигрывали все крупнейшие регаты венгерские и советские гребцы. Без перерывов побеждая среди женшин и в гонках на каноэ, в Дуйсбурге (1959) сборная СССР уступила пальму первенства общекомандного первенства.

Появление в сборной Венгрии таких талантов, как И. Шёлеси, Л. Киш, Л. Ковач, Д. Месарош, Л. Фабиан, Я. Парти, и др. -- заслуга прежде всего старшего тренера национальной сборной И. Гранека. На ОИ в Риме (1960) спор СССР - Венгрия продолжился. Разница опять составила всего 2 очка в пользу советских гребцов. Остальные страны отстали на 12 очков и больше. 3-е место разделили команда Дании (в ее рядах именно тогда дебютировал знаменитый впоследствии Эрик Хансен) и ОГК (эта команда, созданная по решению МОК в середине 50-х гг., должна была выступать на ОИ как сборная ФРГ и ГДР. В 1960 впервые в состав эстафетного квартета вошли 2 спортсмена из ГДР). Сильные гребцы появились в сборной Румынии. На Олимпиаде-60 последнее "золотое" слово сказал легендарный Фредрикссон (в составе байдарки-двойки на 1000 м). Всего в 1948-1960 успехи "короля байдарочников" отмечены 6 золотыми олимпийскими наградами (в т. ч. 5 - в байдарке-одиночке), серебряной и бронзовой. На озере Альбано близ Рима установили новую систему разметки гоночных дорожек, и до сих пор называемую "альбано".

Очередной чемпионат мира должен был состояться в 1962 в ФРГ. Однако отказ организаторов гарантировать равные условия для всех к-д (и прежде всего для гребцов ГДР), соблюдение общепринятой церемонии подъема флагов при награждении победителей заездов и исполнение национальных гимнов стран, которые представляют победители, вынудили спортсменов социалистических стран отказаться от участия в этой регате. В результате чемпионат мира отменили. Его медали были разыграны в процессе соревнований, состоявшихся 23-25 августа в г. Яйце (Югославия) как "VII чемпионат Европы и экстраординарный чемпионат мира". Победители заездов - европейские гребцы одновременно получили звания чемпионов континента и мира 1963. Удвоенная престижность соревнований вызвала ужесточение конкуренции в каждом заезде. Лишь 0,05 с (!) уступила советская женская байдарка-двойка спортсменкам ФРГ; 0,02 с (!!) выиграл Э. Хансен у А. Вернеску и всего 0,01 с (!!!) проиграли ставшей чемпионом в эстафете сборной Румынии гребцы СССР. 5-е место наших мужчин на байдарках и 2-е - каноистов предрешили общую победу румынской "эскадры". На XVII ОИ история повторилась. Несмотря на то, что новая "звезда" сборной СССР - Л. Хведосюк, выпестованная тренером - Савиным, уверенно поддержала в Токио победные традиции Дементьевой и Серединой (выиграла у румынских и американских спортсменок почти 3 с), мужчины-байдарочники опять "провалились": заняли только 5-е место. Общий итог - сборная СССР в целом уступила 2 очка гребцам ОГК.

Полоса неудач нашей команды не закончилась и на очередном чемпионате Европы (на

Форма входу
Календар новин
«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Випадкове фото
Пошук в Google
Друзі сайту
Статистика

Онлайн на даний момент: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Створення сайту Львів© 2019